Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


nachodki.ru интернет-магазин

Функциональная грамотность

О подготовке к участию в региональной оценке по модели PISA

Читательская грамотность. Проверяется способность ученика понимать и использовать тексты в социальной жизни. При выполнении заданий по читательской грамотности ученик должен будет:

  • найти и извлечь сообщение или информацию;
  • интегрировать и интерпретировать сообщение;
  • осмыслить и оценить сообщение.

Определение математической грамотности в исследовании PISA идет по трем направлениям:

  • математические действия, которые необходимо предпринять, чтобы перевести контекст задачи в математическую плоскость и затем ее решить;
  • предметное содержание, на которое нацелена данная задача;
  • контексты задач оценочных материалов.

Естественно-научная грамотность. Определение уровня естественно-научной грамотности идет по нескольким направлениям:

  • здоровье и его нарушения;
  • природные ресурсы;
  • качество окружающей среды;
  • факторы риска;
  • перспективы науки и техники.

Нормативно-правовые документы.

Региональная модель подготовки Ленинградской области к исследованию PISA 2024. Подробнее..

Распоряжение комитета по образованию Ломоносовского района от 29.09.2021 г. № 190-р "О муниципальной модели подготовки Ломоносовского района Ленинградской области к проведению оценки качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA - 2024". Подробнее..

Приложение 1, 2 к распоряжению комитета по образованию Ломоносовского района от 29.09.2021 г. № 190-р. Подробнее..

Распоряжение комитета по образованию Ломоносовского района от 11.02.2021 г. № 50-р "О внесении изменений и дополнений в распоряжение комитета по образованию администрации МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 29.12.2020 г. № 167-р "О муниципальной модели подготовки Ломоносовского района Ленинградской области к проведению оценки качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA - 2024". Подробнее...

Распоряжение комитета по образованию Ломоносовского района от 29.12.2020 г. № 167-р "О муниципальной модели подготовки Ломоносовского района Ленинградской области к проведению оценки качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA - 2024". Подробнее..

Распоряжение комитета по образованию Ломоносовского района от 28.02.2023 г. №67-р "Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по совершенствованию механизмов повышения функциональной грамотности....". Подробнее..

Положение о муниципальной системе оценки и управления качеством образования МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области. Подробнее.. 

Распоряжение комитета по образованию Ломоносовского района от 27.09.2021 г. №188-р "О проведении мониторинга оценки качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях Ломоносовского района". Подробнее.. 

Критерии и показатели оценки качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях Ломоносовского района. Подробнее.. 

__________________________________________________________________________________________

Школьные документы

План мероприятий (дорожная карта) по подготовке обучающихся МОУ «Новосельская школа» Ломоносовского района к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований по модели PISA. Подробнее... 

В 2022-2023 учебном году в МОУ "Новосельская школа" проводятся внеурочные занятия по функциональной грамотности:

3 и 4 классы - модуль "Финансовая грамотность" во II полугодии.

5-6-7-8 классы - занятия по функциональной грамотности представлены в расписании по модулям по четвертям (финансовая грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность)

 

– Почему  сегодня важна функциональная грамотность?

– Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется. 

Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям.

Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: меняется сам спектр задач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать. Для успешного полноценного функционирования в обществе и нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и включается в понятие функциональной грамотности.

Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление. Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

– Чем отличаются задания для оценки функциональной грамотности от традиционных, позволяющих оценить знание предмета?

Безусловно, задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).

Особенная сложность и вместе с тем особый интерес работы с заданиями, например, по читательской грамотности связаны с тем, что учащиеся сталкиваются с различными видами информации.

Информация с сайта